О духовном состоянии post-советского общества
Современное общество – результат длительной истории развития как русского народа, так и социальных катаклизмов post-революционных "советских экспериментов по переделке сознания масс", т.е. обществу современному присущи элементы и особенности двух социумов: русского и советского, взаимопереплетённых в некий особенный, иной, результирующий социум, который сложно интерпретировать вследствие таковой синкретичности. Поэтому будем исходить из понятия "post-советское общество".
Русское общество издавна
существовало в тяжелых природных, геополитических условиях, что обуславливало
необходимость сплочения людей для выживания и обороны страны и не давало
развиться индивидуалистическим и эгоистическим стремлениям. Сплочение людей
может быть обусловлено как интересами выживания и жизненного обустройства, так
и интересами более духовными, например, религиозными. Именно эти мотивации
предопределили такие характерные черты мировоззрения и поведения людей, как -
«коллективизм» (первая), и «соборность» - вторая. Коллективизм возникает в
результате «внешней» необходимости выживания, при этом человек вынужден
подчинять свои интересы интересам общества, тогда как соборность предполагает
свободный внутренний выбор и является по сути
духовным единством людей,
осознанно и добровольно объединившихся ради служения Абсолютным
Ценностям. Идея соборности является частью христианского мировоззрения, она предполагает ценность и важность,
неповторимость и незаменимость каждого человеческого существа, которое является
неотъемлемой и важной частью Церкви - Соборной Души Народа - Тела Христова.
Коллективизм как явление социальное «закрепляет» за человеком лишь определенную
социальную функцию (возможно, ему даже не свойственную и чуждую), которая может
быть также выполнена другим человеком.
Для русского человека в
силу многих причин: «субстанциальной двойственности» души, максималистской
настроенности, неумения организовать
себя, обустроить свой быт, некоей духовной лени, обусловленной сложившейся на
протяжении долгих исторических эпох привычкой подверженности влиянию
авторитетов (духовно-нравственно-этических), бытовых традиций и обычаев,
отсутствия ответственности в реальной жизни - всегда существовала повышенная
опасность при угасании духовных организующих начал подчиниться влиянию начал
«внешних», «социально-организующих».
Особенно опасной для
«духовного здоровья нации» является привнесение «коллективизма» во внутреннюю
духовную жизнь, возможность часто неосознанной подмены «внутреннего» «внешним»,
«соборности» – «коллективизмом». «Коллективистская направленность» души
русского человека во многом способствовала тому, что те истины, порядки,
законы, которые относятся к разряду «духовных», доходили до человека, будучи
уже интерпретированными и истолкованными через призму коллективистского
мироощущения, что давало возможность избегнуть тяжелого духовного труда
самостоятельного познания этих истин. Несамостоятельность мышления во многом
обусловлена профанацией издавна существующей в Русской Православной Церкви
системы традиций «духовного послушания старцу», предполагающей полное отсечение
своей воли и вручение духовного развития таковому старцу-духовнику. Постепенно
эти традиции переродились в подчинение авторитету компартии, либо в т.н.
"абсолютное послушание батюшке". П.А.Флоренский, В.С.Соловьев и
другие русские философы справедливо отмечали факт подмены Абсолюта в сознании
русского человека своеобразным «обожествлением» черт самого русского народа –
«славянофилию».
Другая опасная черта
«внешнего коллективизма», привносимого в духовную жизнь – это те методы,
которые используются для пропаганды тех идей и ценностей, которые являются или
признаются обществом высшими духовными ценностями. «Коллективистская» мотивация
допускает определенное «ущемление» и подавление духовных устремлений человека в
обществе и даже насильственные
действия в случае нежелания подчиняться
необходимым для общества установкам, тогда как «духовная мотивация» исключает
подобные подходы. Русскому человеку, не сдерживаемому уважением к личности,
присущим более менталитету западноевропейского человека, издавна свойственно
стремление к насильственно-фанатичному насаждению любых ценностей.
Советское общество,
возникшее вследствие необходимости выживания и идеологически отказавшееся от
принципа соборности в силу своей сугубо социально-материалистической
направленности, поставило во главу угла принцип коллективизма, который в обществе стал основополагающим. Хотя идея
«строительства коммунизма», без сомнения, изначально была связана со
стремлениями, которые можно отнести к «духовным», но та отрицающая присутствие
Абсолютных Начал мироздания и направленная на «посюстороннее» мировоззренческая
основа, на которой строилось советское общество, постепенно гасила присущий первым
поколениям «строительства коммунизма» «духовный пыл», высвечивая истинную
основу подобных стремлений, что и привело к зримому краху идеалов, хотя на
самом деле явилось их логическим развитием. Современное post-советское
общество, буквально «пропитанное» коллективизмом, проникшим в «плоть и кровь»
«российского человека», требует непрерывного воссоздания условий своего
возникновения, так как «коллективистское сплочение» возможно только в обществе,
основанном на «принципе выживания», поэтому такое общество обладает
феноменальной способностью создания трудностей, по сути, с целью их преодоления
(о чем писал А.А.Зиновьев). Любое прогрессивное движение нарушает его
«внутреннее равновесие», поэтому возможные «новые подходы» как со стороны
отдельных прогрессивно мыслящих личностей, так и «сверху», в обществе
подвергаются «коллективистской корректировке» и искажению. Именно это является
причиной отъезда многих талантливых людей, не имеющих возможности реализовать
созидательные стремления, на Запад.
Единственным реальным
выходом для общества было бы усиление тех черт, которые можно отнести к
«духовным» и ослабление черт «коллективистских». Однако, выработка некоей
«духовной идеологии» является задачей чрезвычайно сложной, так как многолетняя
«идеологическая обработка» выработала у населения страны определенное
мировоззрение и quasi-культуру, опирающуюся на «шариковский» генофонд – наследие
строительства «земного рая».
Напечатано: Экономическая теория в XXI веке - 5 (12): Национальная экономика и социум /Под. ред. Ю.М.Осипова, В.С.Сизова и Е.С.Зотовой – М.: Магистр, 2007. – 640 c. – С. 582-584.
Напечатано: Экономическая теория в XXI веке - 5 (12): Национальная экономика и социум /Под. ред. Ю.М.Осипова, В.С.Сизова и Е.С.Зотовой – М.: Магистр, 2007. – 640 c. – С. 582-584.
Комментариев нет:
Отправить комментарий