суббота, 16 мая 2015 г.

О духовном состоянии post-советского общества

О духовном состоянии post-советского общества


Современное общество – результат длительной истории развития как русского народа, так и социальных катаклизмов post-революционных  "советских экспериментов по переделке сознания масс", т.е. обществу современному присущи элементы и особенности двух социумов: русского и советского, взаимопереплетённых в некий особенный, иной, результирующий социум, который сложно интерпретировать вследствие таковой синкретичности. Поэтому будем исходить из понятия "post-советское общество".
Русское общество издавна существовало в тяжелых природных, геополитических условиях, что обуславливало необходимость сплочения людей для выживания и обороны страны и не давало развиться индивидуалистическим и эгоистическим стремлениям. Сплочение людей может быть обусловлено как интересами выживания и жизненного обустройства, так и интересами более духовными, например, религиозными. Именно эти мотивации предопределили такие характерные черты мировоззрения и поведения людей, как - «коллективизм» (первая), и «соборность» - вторая. Коллективизм возникает в результате «внешней» необходимости выживания, при этом человек вынужден подчинять свои интересы интересам общества, тогда как соборность предполагает свободный внутренний выбор и является по сути  духовным единством людей,  осознанно и добровольно объединившихся ради служения Абсолютным Ценностям. Идея соборности является частью христианского мировоззрения,  она предполагает ценность и важность, неповторимость и незаменимость каждого человеческого существа, которое является неотъемлемой и важной частью Церкви - Соборной Души Народа - Тела Христова. Коллективизм как явление социальное «закрепляет» за человеком лишь определенную социальную функцию (возможно, ему даже не свойственную и чуждую), которая может быть также выполнена другим человеком. 
Для русского человека в силу многих причин: «субстанциальной двойственности» души, максималистской настроенности, неумения  организовать себя, обустроить свой быт, некоей духовной лени, обусловленной сложившейся на протяжении долгих исторических эпох привычкой подверженности влиянию авторитетов (духовно-нравственно-этических), бытовых традиций и обычаев, отсутствия ответственности в реальной жизни - всегда существовала повышенная опасность при угасании духовных организующих начал подчиниться влиянию начал «внешних», «социально-организующих».
Особенно опасной для «духовного здоровья нации» является привнесение «коллективизма» во внутреннюю духовную жизнь, возможность часто неосознанной подмены «внутреннего» «внешним», «соборности» – «коллективизмом». «Коллективистская направленность» души русского человека во многом способствовала тому, что те истины, порядки, законы, которые относятся к разряду «духовных», доходили до человека, будучи уже интерпретированными и истолкованными через призму коллективистского мироощущения, что давало возможность избегнуть тяжелого духовного труда самостоятельного познания этих истин. Несамостоятельность мышления во многом обусловлена профанацией издавна существующей в Русской Православной Церкви системы традиций «духовного послушания старцу», предполагающей полное отсечение своей воли и вручение духовного развития таковому старцу-духовнику. Постепенно эти традиции переродились в подчинение авторитету компартии, либо в т.н. "абсолютное послушание батюшке". П.А.Флоренский, В.С.Соловьев и другие русские философы справедливо отмечали факт подмены Абсолюта в сознании русского человека своеобразным «обожествлением» черт самого русского народа – «славянофилию».
Другая опасная черта «внешнего коллективизма», привносимого в духовную жизнь – это те методы, которые используются для пропаганды тех идей и ценностей, которые являются или признаются обществом высшими духовными ценностями. «Коллективистская» мотивация допускает определенное «ущемление» и подавление духовных устремлений человека в обществе и даже  насильственные действия  в случае нежелания подчиняться необходимым для общества установкам, тогда как «духовная мотивация» исключает подобные подходы. Русскому человеку, не сдерживаемому уважением к личности, присущим более менталитету западноевропейского человека, издавна свойственно стремление к насильственно-фанатичному насаждению любых ценностей. 
Советское общество, возникшее вследствие необходимости выживания и идеологически отказавшееся от принципа соборности в силу своей сугубо социально-материалистической направленности, поставило во главу угла принцип коллективизма, который     в обществе стал основополагающим. Хотя идея «строительства коммунизма», без сомнения, изначально была связана со стремлениями, которые можно отнести к «духовным», но та отрицающая присутствие Абсолютных Начал мироздания и направленная на «посюстороннее» мировоззренческая основа, на которой строилось советское общество, постепенно гасила присущий первым поколениям «строительства коммунизма» «духовный пыл», высвечивая истинную основу подобных стремлений, что и привело к зримому краху идеалов, хотя на самом деле явилось их логическим развитием. Современное post-советское общество, буквально «пропитанное» коллективизмом, проникшим в «плоть и кровь» «российского человека», требует непрерывного воссоздания условий своего возникновения, так как «коллективистское сплочение» возможно только в обществе, основанном на «принципе выживания», поэтому такое общество обладает феноменальной способностью создания трудностей, по сути, с целью их преодоления (о чем писал А.А.Зиновьев). Любое прогрессивное движение нарушает его «внутреннее равновесие», поэтому возможные «новые подходы» как со стороны отдельных прогрессивно мыслящих личностей, так и «сверху», в обществе подвергаются «коллективистской корректировке» и искажению. Именно это является причиной отъезда многих талантливых людей, не имеющих возможности реализовать созидательные стремления, на Запад. 

Единственным реальным выходом для общества было бы усиление тех черт, которые можно отнести к «духовным» и ослабление черт «коллективистских». Однако, выработка некоей «духовной идеологии» является задачей чрезвычайно сложной, так как многолетняя «идеологическая обработка» выработала у населения страны определенное мировоззрение и quasi-культуру, опирающуюся на «шариковский» генофонд – наследие строительства «земного рая».


НапечатаноЭкономическая теория в XXI веке -  5 (12): Национальная экономика и социум /Под. ред. Ю.М.Осипова, В.С.Сизова и Е.С.Зотовой – М.: Магистр, 2007. – 640 c. – С. 582-584. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий